ПРОТИВ ДЕМОКРАТИИ ГОЛОДА

    В Республике Молдова на досрочных выборах в парламент 25 февраля победили коммунисты. В споре с 17 партиями за места в парламенте они набрали почти в четыре раза больше голосов, чем их ближайший конкурент — проправительственный «Альянс Д. Брагиша», и в восемь раз больше, чем третья, преодолевшая 6-процентный барьер, прорумынская христианско-демократическая народная партия. В парламент не попали ни команда бывшего президента Снегура, ни бывшего спикера Д. Дьякова, ни люди Лучинского, ни социал-демократы С учетом перераспределения мест не прошедших партий коммунисты будут иметь в парламенте конституционное большинство. А это значит, что они смогут вносить изменения в конституцию, определять, кто будет президентом, главой правительства, спикером парламента. Впервые после разрушения СССР и бурных радостных похорон коммунизма на его территории в одной из бывших республик законным демократическим путем полную и безраздельную власть получили коммунисты. Перефразируя Марка Твена, можно сказать. «Слух о кончине коммунистической идеологии оказался несколько преувеличенным». Доведенный до отчаяния нищетой, коррупцией, бредовыми рыночными экспериментами народ цветущей совсем еще недавно Молдовы, а ныне самой бедной в СНГ и Европе стране, твердо сказал: «Хватит! Стоп!» И поддержал предложения коммунистов по выводу страны из кризиса
    Убедительнейшая победа молдавских коммунистов имеет огромное значение не только для Молдовы. Смогут ли коммунисты реализовать задуманное? Найдут ли общий язык с Западом и Россией, СНГ, от которых жизненно зависит страна? Сумеют ли залечить глубочайшие раны на теле некогда единой родины — решить приднестровскую и гагаузскую проблемы? Заработают ли заводы? Накормят ли людей?Справятся ли с преступностью? Остановят ли тотальное бегство из страны молодежи и специалистов? Вернут ли в дома людей счастье и уверенность в завтрашнем дне? Сложнейший запутанный клубок проблем и задач... И если коммунисты Молдовы с ними не справятся, будет нанесен тяжелый удар по последним надеждам людей во всех странах СНГ. Если справятся, покажут пример и выход для других.
    Вот почему с таким огромным интересом на первой после победы на выборах пресс-конференции лидера коммунистов Молдовы Владимира Воронина слушали журналисты его ответы на вопросы о программе коммунистов и первых шагах новой власти. Из Кишинева наш специальный корреспондент Лев Леонов передает.

    Вопрос: — Дайте оценку итогам выборов. Чем объясняете такой результат?
    В. Воронин: — Как оказалось, наш анализ и прогнозы были довольно точны и для партии коммунистов, и для других участников выборов. Мы рассчитывали получить 58 мандатов, получили 70. Ошиблись в одном, думали, что четыре партии пройдут в парламент, но прошли три. Голоса не прошедшей четвертой партии и дали прибавку.
    Конечно, хорошо поработали наши партийные организации во время предвыборной агитации. Хочу выразить всем нашим помощникам огромную благодарность. Но мы также ясно видим, что прошло протестное голосование.
    Народ устал от издевательств над ним, от голода, болезней, преступности.
    Голодный человек не может быть свободным. Общество голодных людей не может быть демократическим. За десять лет надругательства над Молдовой власть реформаторов себя полностью дискредитировала. Дать людям работу, восстановить здоровье населения, подавить коррупцию и преступность — это мы предложили народу. И он нас поддержал.
    Вопрос: — Нынешний премьер-министр Д. Брагиш уже заявил, что будет конструктивной оппозиции к коммунистам. Означает ли это, что он не будет премьер-министром? Вы поедете в Москву согласовывать кандидатуры президента, премьера, чтобы получить экономическую помощь?
    В. Воронин: — Мы никому никаких постов не предлагали. Всему свое время. 3 марта состоится пленум ЦК, на котором будут названы кандидатуры президента, спикера парламента. О премьере, очевидно, придется говорить позже. Во всех этих решениях нужно найти золотую середину. Какова, например, роль руководящей партии в парламенте и где должен быть ее лидер — в парламенте или через дорогу от этих 70 помощников? Все это требует осмысления. При этом необязательно ездить в Москву. Можно и позвонить, если потребуется. Тем более что Путин сейчас в Южной Корее. Мы не думаем монополизировать все должности. Партия — только часть общества. А мы обязаны объединить все общество. В том числе думать и о тех людях, которые за нас не голосовали. У всех граждан равные права.
    Вопрос: — Но вы проводили консультации в Москве о присоединении Молдовы к Союзу Россия и Белоруссии. Означает ли это, что продвижение на Запад будет остановлено? Какова будет тогда реакция Запада? В связи с выстраиванием новых союзов как вы относитесь к тому, что Румыния отказалась от концепции одного с Молдовой румынского государства и вернулась к концепции двух румынских государств?
    В. Воронин: — Мы не собираемся менять уже заявленные приоритеты Молдовы. Мы намерены их расширять. Мы исходим из принципа, что Молдова — маленькая страна и должна быть в тех союзах, которые продиктованы интересами Молдовы. Но тут не все только от нашего желания зависит. Нужно, чтобы и Россия с Белоруссией захотели нас принять. Мы пришли к власти в самой бедной стране в центре Европы и понимаем всю ответственность в выстраивании отношений и с Западом, и с Востоком. Я уже встретился с послом США в Молдове, у нас состоялся заинтересованный разговор. Я заявил, что не будет никаких препятствий Западу в сотрудничестве с Молдовой. Я не считаю интеграцию стран вмешательством во внутренние дела. Речь не идет о потере суверенитета или интеграции территорий. Российско-Белорусский союз все больше берет за образец Европейское сообщество. А там главное — экономическая интеграция.
    Сотрудничество с другими странами для Молдовы очень важно, так как у нас дефицит ресурсов и узкие рынки сбыта. К тому же определенные отношения диктуются и географией. С Румынией мы соседи, соседей не выбирают и с ними надо ладить. То же с Украиной. А российская труба с газом в Молдове? Это разве не наш интерес? Тем более что нам уже угрожают перекрыть кран — коммунистов испугались. Наш подход простой: будет выгодно решать какие-то экономические проблемы с Турцией или Польшей —будем с ними решать. Где выгодней, туда и пойдем. Что нам даст вступление в Союз с Россией и Белоруссией? Этот вопрос еще требует изучения. В нашей предвыборной программе так и записано - изучить вопрос. При этом обязательно спросим мнение народа на референдуме. Что касается концепции о двух румынских государствах, она для нас неприемлема и не имеет исторической перспективы.
    Вопрос: — Как новая власть отнесется к состоявшейся приватизации, к неподконтрольной государству деятельности коммерческих банков и других экономических субъектов?
    В. Воронин: — В банковскую деятельность, тем более коммерческих банков, никто лезть не собирается. Обращение денег — это тонкие кровеносные системы общества, тут чем меньше политики, тем лучше. Деньги — это не политика, это другое. Хотя если их много — это уже политика. О приватизации, как поставлен вопрос, можно тоже не беспокоиться. Пересмотра итогов приватизации не будет. Но нас остро станет интересовать, что стало с приватизированными предприятиями, выполнены ли условия приватизации. Где инвестиции? Где выполнение заявленных целей? Где рост производства? Приватизацию не мы выдумали и есть немало примеров ее успешного проведения, причем в разных формах. В Молдове же была выбрана одна бандитская форма приватизации по простой схеме: предприятие доведем до ручки, обанкротим, разрушим, всех поувольняем, далее аукцион и продажа по бросовой цене. У нас приватизацию превратили в политическое понятие, в самоцель, а не в экономическую целесообразность. Если при государственной форме собственности предприятие будет управляться лучше и дела там обстоят лучше, то зачем менять государственную форму собственности? Во всем мире роль государства в регулировании экономики возрастает, государство призвано решать экономические проблемы, а не создавать их, как в Молдове, где государство стало главным рэкетиром. Попробуй завести свое дело — на взятках при регистрации тебя разорят чиновники. Мы за стабильность, за выполнение всех принятых нашими предшественниками обязательств. Нельзя со сменой власти начинать жить с чистого листа. Потому-то и инвестиции в Молдову не шли, что у нас покатилась правительственная чехарда. Голосование 25 февраля впервые, между прочим, устанавливает политическую стабильность в Молдове. Одна партия будет четыре года находиться у власти — одно это уже благоприятствует улучшению инвестиционного климата. Вот если мы в самой партии не договоримся, тогда уж точно ничего не получится.
    Вопрос: — В своей предвыборной программе коммунисты заявили о двукратном повышении минимальных пенсий и зарплаты в госсекторе и вообще о коренном улучшении дел в социальной сфере. За счет чего вы это рассчитываете достичь?
    В.Воронин: - Социальная сфера - призводная, от экономики. Можно продекларировать увеличение пенсий в тысячу раз, но если экономика не обеспечит такого роста, ничего не выйдет. Возродить национальную экономику — наша приоритетная задача. Мы рассчитываем удвоить госбюджет также за счет лучшей собираемости налогов, введения госмонополии на алкогольную и табачную продукцию, пресечения контрабанды нефтепродуктами, введения госконтроля за ценами на энергоресурсы, искоренения коррупции, сокращения госаппарата.
    Вопрос: - Коммунисты намереваются вернуть русскому языку в Молдове статус второго государственного языка. Если в ходе осуществления этого замысла вы почувствуете в обществе напряженность, ведь языковые проблемы стали детонатором всех преобразований в Молдове, до какого предела вы готовы дойти?
    В. Воронин: — В этом вопросе мы пойдем до конца, то есть до совета с народом, до референдума. Я бы очень хотел, чтобы этот референдум затронул самые широкие слои общества, не только русскоязычных граждан, а чтобы высказались коренные молдаване из самых малых и отдаленных сел. Мы рассчитываем внести изменение в конституцию после совета с народам. Но это не первоочередная задача. Прежде чем говорить о проблемах языка, нужно человеку на язык что-нибудь съедобное положить.
    Вопрос: - Ваши проекты из предвыборной программы, по крайней мере процентов на 90, уже либо реализованы в Приднестровской Молдавской Республике, либо давным-давно там озвучены, в том числе, и референдум по присоединению к Союзу России и Белоруссии, который в ПМР уже давно проведен. Как вы намереваетесь решить приднестровскую проблему и не стоит ли при этом больше прислушиваться к мнению приднестровцев?
    В. Воронин. Приднестровский конфликт - это боль всей Молдовы. На встречах с людьми, а их было тысячи, люди в один голос говорили, что нельзя дальше терпеть это неестественное искусственное разделение страны. Обе стороны должны проявить политическую волю. Такой воли не было проявлено за прошедшие десять лет. Что значит раз в год встречаться по такому вопросу? Для чего тогда встречаться? Вот и сложилось мнение у народа, что специально эту кашу заварили. Я хочу получить более конфиденциальную информацию, чтобы понять, в чьих интересах замешена эта каша. Политическая воля должна побудить искать выход. Пусть даже из тысячи вариантов.
    Я вообще предлагаю начать с чистого листа. Берем чистый лист и пишем там все мыслимые и немыслимые условия, полномочия и прочее, что желает Приднестровье получить в виде гарантий во имя воссоединения страны.
    Составляем такой список, договариваемся, что проходит. И голосуем в Тирасполе и Кишиневе. А потом отдаем наше соглашение историкам, юристам и философам — пусть назовут, какое государство у нас получилось: общее ли, конфедерация ли, автономия ли или что-то еще. Ребенка же сначала родят, а потом называют. А у нас за десять лет все наоборот — не договорились об имени, значит и ребенка нет.
    Поэтапно решаем и вопросы вывода российских войск, создания общих структур правопорядка, воинских формирований, вооруженных подразделений структур госбезопасности и так далее. По вопросу вывода 14-й армии я уже не раз говорил, что неправильно делается акцент на вывод войск. Ведь эти солдаты, они же просто охраняют огромные склады вооружений. Надо сначала вывести вооружения, а потом солдат. Иначе у нас оружие расползется не только по Молдове. Наша конституция не допускает присутствия иностранных войск на территории страны, поэтому эти требования должны быть исполнены. Но такой подход мы намерены применить и в отношении НАТО. В начале апреля, как мы уже договорились, приезжает Е. М. Примаков, и мы намерены открыть нашу новую страницу в отношениях е Приднестровьем.
    Вопрос: — Каковы будут первые шаги новой власти? И, если вас изберут президентом, потребуете ли вы дополнительных полномочий, как ваши предшественники?
    В. Воронин: — В парламенте лежат много интересных законопроектов Начнем с них. И никакой чрезвычайщины, никаких дополнительных полномочий.

Лев Леонов,
Наш спец.корр.
Кишинев.

Опубликовано в газете «Советская Россия» 1.03.2001 г.


Это интервью Л.Леонова - первое программное выступление  будущего президента Республики Молдова В.Н.Воронина в СМИ России после победы ПКРМ на парламентских выборах. Оно стало источником многочисленных аналитических публикаций во многих российских газетах. - Админ.
 

Hosted by uCoz