Василий Яковлев

Рассвет приватизации и закат демократии (современный приднестровский пейзаж)

Как это ни печально, но мы вынуждены признать: по истечению 13 лет независимости ПМР простой трудящийся приднестровец оказался именно в безвыходной ситуации. Рабочий или бывший рабочий, колхозник или бывший колхозник, рядовой служащий − бюджетник или бывший бюджетник, ветеран-пенсионер, военнослужащий − все они доведены до состояния социально-эко-номической и политической безнадежности и бесперспективности. Они лишены минимального материального достатка, но и веры в будущее. Об удовлетворении культурных потребностей рядового гражданина и говорить не приходится!

Не менее удручающим является и политическое положение рядовых приднестровцев, которое сравнимо, пожалуй, с положением индейца в резервации. Приднестровцам дальше границы Украины и Молдовы не шагнуть. Их паспорта не позволяют входить в территориальное пространство иных государств. Приднестровье - это их резервация: место рождения, жизни, передвижения, возможного труда и ухода в мир иной. Все!

Вот куда правящим режимом загнан труженик. Тому свидетельствуют факты. Рассмотрим их беспристрастно. Первая Конституция Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики, принятая Верховным Советом ПМССР первого созыва 2 сентября 1991 года, предусматривала: «Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Приднестровской Молдавской ССР, весь экономический и научно-технический потенциал являются достоянием её народа, материальной основой суверенитета и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей граждан» (ст. 12).

Прочтем и запомним это положение Основного закона ПМССР. Оно призвано было обеспечить необходимые материальные и духовные потребности всех граждан и фактическую независимость республики. То, что сейчас называют «самодостаточностью». И всего, кажется, было у нас в достатке...

Увы, на практике органы государственной власти, включая и президента, стали проводить иную политику − политику разрушения социалистического строя во имя построения иного − эксплуататорского. Что и имеем мы сейчас.

Проследим деяния правящего режима. Начало было положено с изменения названий республики и ее государственного Конституционного строя. Исчезли слова «советская» и «социалистическая», причем не только из официальных государственных документов. Затем приступили к приватизации. Правительство ПМР постановлением № 161 от 23 июня 1993 года, не дожидаясь принятия Верховным Советом ПМР закона и программы разгосударствления и приватизации, по существу самовольно открыло всеохватывающий и бесконтрольный процесс приватизации, то есть присвоения народного достояния.

Для того чтобы исключить даже саму возможность контроля за ходом приватизации, в состав комиссии по приватизации включили часть наиболее активных народных депутатов, чтобы закрыть им рот. К тому же заместителем председателя комиссии по проведению реформ и приватизации был утвержден первый заместитель председателя Верховного Совета ПМР В.Л. Боднар, председателем комиссии стал вице-президент ПМР А.А. Караман. Исполнительная власть поставила себя выше законодательной.

Таким образом, стараниями исполнительной и законодательной властей, без задержки, гласности и контроля, в частную собственность продавались «с молотка» не только предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, но и промышленные предприятия, включая оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные активы.

Тогда же был разработан ряд антинародных законопроектов, в частности: «О приватизации небольших государственных предприятий» (малой приватизации), Земельный кодекс ПМР и постановление Правительства о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий; иными словами, органами государственной власти проводилась интенсивная работа по разрушению народного хозяйства ПМР, по присвоению народного достояния. Напористо и успешно осуществлялось разграбление общенародной собственности.

Благом для «прихватизаторов» стала новая, вторая по счету Конституция ПМР, которая была принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. Из содержания Конституции убрали положения об экономическом комплексе как общественном достоянии. Теперь был открыт и конституционный простор для хапуг-приватизаторов.

А чтобы отвлечь внимание трудового человека от пагубной политики правящего режима, во всю мощь включили пропагандистскую машину по оболваниванию населения. Круглые сутки без устали, насильно ввинчивали в сознание жителя Приднестровья мысль о том, что нас грабят правители Молдовы. Они, мол, хотят завладеть промышленным комплексом Приднестровья, чтобы за счет нас погасить свои долги международным финансовым организациям. Под прикрытием этого оголтелого дезинформационного шума власти Приднестровья продавали крупнейшие предприятия иностранным бизнесменам.

Можно лишь сожалеть, что славные труженики Молдавской Советской Социалистической Республики, ныне ветераны войны и труда Приднестровья, оказались жертвами обмана со стороны своих же правителей.

По-видимому, руководители наших ветеранских организаций забыли простую истину, что любой крупный социальный конфликт, включая войну, возникает во имя раздела собственности, точнее - передела ее. Такой передел собственности проводится обычно под прикрытием идей национализма, территориальных претензий, религиозной и иной несовместимости. Во имя этого погибают ни в чем не повинные рядовые труженики. Обогащаются ненасытные эксплуататоры, олигархи различных мастей. Так было и при развале СССР. Примером тому является и Приднестровье. Задумайтесь, уважаемые ветераны, о чем спорили и что утверждали вы во время участия в на телевизионном круглом столе 5 августа 2003 года. Я воспользуюсь вашими высказываниями, которые вращались лишь вокруг вопроса о федерализации Республики Молдова. Ничего более не видели, не слышали и не обсуждали. Правда, один из присутствующих ветеранов - представитель Каменского района М. Макарчук − несколько отошел от заданной темы и с болью сказал примерно так: «До чего же дожили, в нашем районе нет ни одной аптеки!»

Такая «забота» о ветеранах, и не только о них, наблюдается во всем Приднестровье. Однако на такие «мелочи» государственная власть внимания не обращает. У нее иные, крупномасштабные акции.

Тревожит уход ветеранов от фундаментальной проблемы, какой является охрана государственной, общенародной собственности. Все знают о темпах продажи этой собственности в частные руки как «новым приднестровцам», так и иностранным физическим и юридическим лицам.

Полезно было бы услышать от авторитетного рыбницкого ветерана В. Клементьева об его отношении к приватизации крупнейшего высокотехнологического предприятия региона − Молдавского металлургического завода (ММЗ), который обеспечивал добрую половину поступлений в бюджет ПМР. Покупателем завода стала международная компания «ИТЕРА», от которой поступления в бюджет будут определяться не органами государственной власти Приднестровья, а самой компанией. Последняя, кстати, пользуясь правом экстерриториальности, не нуждается в приднестровском, да и молдавском лицензировании вывоза за рубеж его высококачественной стали. Вот вам яркий пример заботы наших правителей о суверенитете и независимости ПМР!

Не мешало бы поднять голос и в защиту Рыбницкой нефтебазы, которая передана в аренду Андрею Маракуце, а тот уже готовит документы на приобретение этой базы в свою собственность. Кто такой А. Маракуца, думаю, известно всем. Это сын бессменного спикера Верховного Совета ПМР Григория Степановича Маракуцы. Семье этого «законопослушного» деятеля уже недостаточно приватизации торговой сети Каменского района. Ей подавай и промышленные предприятия в других районах республики!

Немало таких примеров приватизации и в других районах ПМР. Многим приднестровцам известно, что уже приватизирован Бендерский МЭЗ, Григориопольская птицефабрика, «Телеком» Приднестровья. На очереди − приватизация Григориопольского консервного завода и многих других наших предприятий...

Спрашивается, какова роль ветеранских организаций в защите народного достояния от продажи за бесценок? Голосов григориопольских ветеранов во главе с Т. Куркиной на этот счет почему-то не слышно. Зато Т. Куркина усердно разоблачала по телевидению «пятую колонну предателей ПМР» − Радченко и Бучацкого.

А разве представители ветеранской организации г. Дубоссар и Дубоссарского района Б. Торин и В. Козлов не знали о том, что всемирно известное уникальное винодельческое предприятие «Букет Молдавии» продано по заниженной цене международному акционерному обществу «Торговый дом Арома». Жаль, что эти уважаемые, умудренные жизнью люди прошли мимо подобной сделки, совершенной в ущерб народу, и зациклились на одной проблеме − разоблачении предателей Приднестровья.

И вот, пока некоторые руководители общественных организаций отстаивают на словах суверенитет ПМР, хозяевами ведущих промышленных предприятий ПМР становятся иностранные компании. Здорово получается: останемся скоро, как говорится, «без кола и без двора», зато в суверенной республике! Какова реальность такого суверенитета государства, экономический потенциал которого полностью (или почти что полностью) выставлен на продажу местным и иностранным инвесторам, то есть попросту толстосумам? Данный вопрос адресован всем приднестровцам, но в первую очередь ветеранским и иным общественным организациям, которые сейчас во всю силу включились в «защиту суверенитета ПМР». По-видимому, предметом защиты должен быть не просто политический термин «суверенитет», а все то, что реально обеспечивает силу, независимость, безопасность и благосостояние; прежде всего - экономический потенциал страны. Вне этого нет и суверенитета. Останется лишь отвлекающая демагогическая болтовня, которой прикрывают антинародное торжище по распродаже государственных предприятий, созданных трудом всего народа, нескольких поколений приднестровцев.

Следует особо подчеркнуть, что это торжище организовано ни кем-нибудь, а лично Президентом ПМР И.Н.Смирновым. В официальных документах организация этого торжище названа «проект закона» ПМР «О внесении изменений и дополнений в Закон Приднестровской Республики». Государственная программа разгосударствления и приватизации в Приднестровской Молдавской республике рассчитана на 2001-2002 годы до 2004 года включительно. Рассматриваемый проект закона предложен по инициативе И.Смирнова и был принят Верховным Советом ПМР 21 марта 2003 года.

Характеристика документов о приватизации дается на 50 страницах, что, естественно, исключает возможность привести их в данной статье. В то же время основные аспекты приведем. Так, в перечень объектов имущества, находящихся в государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации в 2003-2004 годах (приложение №3) по Министерству промышленности, предусмотрено внести 27 крупнейших государственных предприятий. В их число входят, например, Тираспольские: завод металлолитографии, мебельные фабрики «Лучафэр» и №5, «Проммонтаж», авторемонтный завод, кирпичный завод, завод сантехники и др.; Бендерские: завод «Электроаппаратура», строительные управления № 23 и 32, завод железобетонных изделий и крупнопанельного домостроения № 3, АТП – 3, «Прибор» и др; Рыбницкие: швейная фабрика, «Электромонтаж», завод железобетонных изделий и др.; Дубоссарские: механический завод, швейная фабрика и др.; Слободзейский СИКБ Стройснабкомплект.

По этому же Министерству промышленности авторы рассматриваемого законопроекта предложили, а Верховный Совет ПМР утвердил продажу принадлежащих государству акций в качестве учредителя в 33 закрытых акционерных обществах (ЗАО). И здесь, как говорится, органы государственной власти «умыли руки». Тем самым народное достояние ушло в частные руки. Назовем некоторые из ЗАО по г. Рыбница: «Проммонтаж», «Молдстрой ремонт», «Цементный комбинат», «Насосный завод», завод Сантехизделий, АТБ-4, «Автокомбинат № 2», «Техносервис» и др.; по г. Бендеры: комбинат «Фанеродеталь», обувная фабрика «Тигина», «Флоаре», «Бендерская текстильная фабрика», «Днестр», «Бендерский шелк», «Молдавкабель», «Бендерский завод теплоизоляционных материалов», ЖБИ-7; по г. Тирасполю: «Одема им. Соловьевой», «Руно», «СИМК-6», «Тираспольский завод металлоизделий им. П.В.Добродеева», «Днестрмебель», «Тирасстрой», «Тирасстроймеханизация», «Тираспольтранс», «Энергоресурс»; по г. Днестровск: «Молдавская ГРЭС», «Молдгрэсстрой», «Агломерат»; по г. Дубоссары: «Марсо».

Одно из ведущих мест среди продавцов народного достояния заняло и Министерство сельского хозяйства ПМР. На торги выставлены по г. Бендеры: «Консервный завод», «Опытноэкспериментальный ремонтный завод», «Маслоэкстрационный завод», «Агроснаб Приднестровье», «Молочный комбинат», «Мясокомбинат»; по г. Дубоссары: «Табачно-ферментационный завод», «АТБ-1», «Молочный завод»; по г. Тирасполь: молочный и мясокомбинаты (Рыбницкий и Тираспольский), «Консервный завод «Октябрь» (г. Слободзея) и Григориопольское птицеводческое сельскохозяйственное предприятие.

К продавцам народного достояния пристроились и Министерство экономики ПМР. Оно на торги выставило только пять крупнейших предприятий, которыми гордилась республика, и которые благодаря законодательной инициативе Президента И.Смирнова станут частными. Назову их: «База по снабжению нефтепродуктами и углем» (Рыбница, которую «прикарманит» Андрей Маракуца), «Бендерский биохимический завод», который оценен в 69 млн. рублей. А так ли это? Тираспольская нефтебаза (Слободзейский район). Наконец, по специальному распоряжению Президента И.Смирнова от 27 декабря 2002 г. №102рп, дополнительно по Министерству экономики было включено в продажу и государственное унитарное предприятие «Букет Молдавии», продажная цена этого уникального предприятия с мировым признанием определена лишь только в 8,8 млн. рублей.

Не отстало от крупных торгашей Приднестровья и Министерство природных ресурсов и экологического контроля. Единственный в г. Тирасполе деревообрабатывающий комбинат по законодательной инициативе Президента И.Смирнова ждет своего покупателя (своего или иностранца), который внесет в казну 2,3 млн. рублей, и вспоминай, что комбинат когда-то был народным достоянием.

Наконец, и государственная служба по проведению приватизации, которую возглавляет бывший в недалеком прошлом защитником трудового народа В. Емельянов. Он отличился тем, что Президент И.Смирнов выделил для него отдельную строку, где записано, что 65.862 акции СЗАО «Молдавский металлургический завод», принадлежащих государству, продаются за 32.931.000 долларов. В газете «Приднестровье» от 22 августа 2003 г. читаем статью «Радость ограбленного». Она сводится к тому, что эти 33-миллионные долларовые акции государства в капитале ММЗ были проданы за 2 миллиона 577 тысяч 838 долларов США. Были проданы иностранной компании «ИАЙ энержи инвестмен Энд меньджемент корпорейшен», зарегистрированной в Лихтенштейне. В этом же номере названной газеты с той же радостью «ограбленного» читаем о том, что на рынок Приднестровья пришел Санкт-Петербург. Конечно, это не пролетарий из революционного Ленинграда пришел на помощь рабочему Приднестровья, а пришел буржуй российский и прикарманил многомиллионный дорогостоящий, известный на весь бывший Советский Союз, Бендерский завод «Молдавкабель». Продажная цена – один миллион семьсот тысяч рублей. «Вот какие "благодетели" пришли на радость приднестровцам накануне 13-летия республики», − думая об этих грабителях и их покровителях, скажет в своем докладе на торжественном собрании И.Смирнов. Хвала ему. В строке о способе продажи форма торгов (по конкурсу или на аукционе) не определена. Указана продажа акций, что означает и контроль со стороны руководителя этой службы. Напомним, что служба В. Емельянова является одним из составителей перечня ЗАО, государственные акции которых выставлены на продажу, форма которой не везде определена. Почему? Неизвестно. А ведь таких закрытых акционерных обществ, подлежащих продаже, как было отмечено названным законом, составляет 33.

Рассматриваемым законом (ст. 5) открыт зеленый путь для распродажи и оставшихся не включенных в названный перечень торгов государственных предприятий. Более того, этим законом определены государственные объекты и имущества, которые приватизации не подлежат. Повторяю, которые не могут быть приватизированы. На первый взгляд, такой подход является приемлемым, ибо к числу этих объектов и имущества отнесены учреждения социально-культурного назначения: здравоохранения, образования, культуры и спорта. Однако рано обрадовались. Названные учреждения хотя приватизации и не подлежат, зато они подлежат разгосударствлению, то есть превращению их в акционерные общества (ЗАО). Например, учредителями могут быть руководители и иные лица названных учреждений. И, конечно, величина доли акций будет определять и условия платного медицинского обслуживания, платного образования, культуры и спорта. Они определят и размер платы за названные социальные услуги. Но не только в этом опасность. Акционерные общества по медицине и образованию, как и другие общества и товарищества, вступают в свободный рыночный оборот. Соответственно, они могут переходить из рук в руки различных обладателей покупателей акций. Точно также они подвержены и банкротству. Более того, они, в конечном счете, могут оказаться приватизированными, то есть перешедшими в руки частника приднестровца или иностранца. «Благо», что учреждения медицины, образования, культуры и спорта могут быть преобразованы в акционерные общества не в силу Закона, а по единоличному решению Президента И.Смирнова. Вот таким образом, круг замкнулся: промышленный потенциал продается, разрушается; экономическая государственная основа Приднестровья преобразовывается в частно-предпринимательскую, то есть торгашескую. Коль это так, то о каком суверенитете может идти речь, если Приднестровье лишается государственного экономического потенциала. Трудовой человек лишается государственной производственной защиты. Регулирование его трудовой деятельности передано в руки частника, т.е. в руки собственника средств производства.

Здесь уместно подчеркнуть, что как во второй Конституции ПМР, принятой на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г., так и в третьей, принятой без референдума, Конституции в новой редакции от 21 июня 2000 г. отсутствуют разделы, закрепляющие экономическую и социально-культурную основы ПМР. Такое «упущение» играет на пользу частника, приватизатора, толстосума, но не на пользу большинства трудового населения республики.

Именно в этом плане следует говорить в средствах массовой информации, на различных «круглых столах», включая ветеранских. Такая разрушительная политика правящего режима особенно должна тревожить Федерацию профсоюзов Приднестровья (председатель В.П. Сохин), Объединенный союз трудовых коллективов (председатель Ю.Н. Затыка). Именно они по праву их статуса должны встать на защиту общенародного достояния трудового человека. К сожалению, их голоса в этом направлении не слышны.

Вывод о промышленной политике правящего смирновско-маракуцевского режима один: промышленный комплекс Приднестровья выведен на антинародное торжище.

Об агропромышленном комплексе. Поминай, что ранее было! Известно, что агропромышленный комплекс (АПК) включает, в основном, три взаимосвязанные сферы: производство сельскохозяйственной продукции; промышленная переработка этой продукции и реализация сельскохозяйственной продукции как в свежем, так и в переработанном виде. В то же время АПК брал на себя ответственность и за социальное развитие села. Что же мы имеем в настоящее время. Названные выше три взаимосвязанные сферы АПК не только запущены, они, по существу, развалены.

Перерабатывающая промышленность, как мы видели выше, выставлена на продажу в частные руки; государство избавляется от нее, превращаясь в стороннего наблюдателя. В частные руки отдана и торговая сеть по реализации сельскохозяйственной продукции. Никакой четкой, слаженной организации торговли, хотя бы фруктами и овощами, даже в помине нет. Днем с огнем, хотя бы в Тирасполе, не сыщешь государственного или потребкооператорского ларька с овощами и фруктами. Дожили, довели. Имеется незаменимый монополист «Шериф», который и проявляет «заботу» о торговле мясомолочными продуктами.

Основополагающей сферой агропромышленного комплекса является сфера производства сельскохозяйственной продукции. Эта сфера в результате осуществления недальновидной политики правящего режима доведена до катастрофы.

Обстоятельный анализ состояния дел в сельском хозяйстве республики дается известным агрономом В.В. Лабунским в его статье «Понять, принять и помочь». Рынок безразличен к обещаниям, а земля не терпит обмана («Приднестровье», 2 июля 2003г.) Ликвидаторская деятельность режима характеризуется так: «Министерство экономики переключилось на приватизацию, и здесь доказывает нашу успешную деятельность: успешно продали и успешно проели. Лозунг прошлого года "Обеспечим зерном себя и Белоруссию" сменился: "Завезем зерно из Белоруссии или из Казахстана"».

Большой ущерб сельскому хозяйству Приднестровья причинил развал мелиоративной системы, которая обеспечивала орошением около пятидесяти процентов сельскохозяйственных земель. На глазах всего населения эта система была выведена из эксплуатационного состояния, разворована. Все молчат, молчит и прокуратура ПМР, хотя она в первую очередь, должна была привлечь виновных к ответственности но не привлекла. Именно в это русло надо было бы направить деятельность общественных организаций Приднестровья.

Другая совокупность правонарушений в Приднестровье – это целенаправленные деяния правящего режима на развал колхозов и совхозов. Она четко закреплена в Указе Президента ПМР №8 от 8 января 1998 г. «О преобразовании производственных отношений сельскохозяйственных предприятий Рыбницкого района ПМР» и в др. правовых актах. Суть «преобразований» выражается в распределении земельного и производственного фондов хозяйств среди работников, колхозников и закрепление за ними определенной земельной доли и имущественных паев, с правом выдела (долей и паев) в натуре. Эффективность этих преобразований конечно нулевая. Подавляющей части колхозников и работников совхозов даже не мыслят разделить земельные и производственные фонды. Главная полезность разбазаривания фондов – это зарождение в Приднестровье младопомещиков, которые беспощадно эксплуатируют своих поденщиков – вчерашних коллег по работе.

Весьма опасной является административное навязывание референдума по проблеме отмены конституционного положения о государственной собственности на землю. Господа смирновско-маракуцевского режима хотели ввести частную собственность на землю и пустить ее в свободный рыночный оборот. Как мне говорили, особенно старался в этом антинародном деянии господин Г.С. Маракуца. Он с пеной у рта убеждал везде и всюду, что только купля-продажа земли – этого общественного достояния народа − может спасти республику от любых бед.

Не успели высохнуть чернила от провального референдума, как господа правящего режима «изобрели» новую акцию по включению земли в свободный рыночный оборот. Президент ПМР И.Смирнов (20 мая 2003г.) издал Указ № 212 «О некоторых вопросах регулирования правоотношений в области распоряжения правами пользования земельными участками». Этим Указом утверждены: 1) Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже права пользования и (или) владения на земельные участки; 2) Временное положение о залоге права владения, пользования землей; 3) Положение о порядке купли-продажи прав владения, пользования, аренды земельных участков и права пользования земельной долей участниками общей совокупности на земли сельскохозяйственного назначения.

Названным Положением разрешается совершение любых сделок (купли-продажи, мены, дарения, залога и других) не непосредственно с земельным участком или земельной доли, а с правом владения и пользования ими. Как говорится, не мытьем, так катаньем, а свое возьмем, право пользования землей пустим в свободный рыночный оборот.

Аграрный сектор республики потерпел значительный ущерб от разрушения государственной и кооперативной животноводческой отрасли. Во всех колхозах и совхозах республики эта отрасли сократилась до 50 и ниже процентов по сравнению с 1990 годом. В моем родном селе в колхозе «Бируинца» в августе текущего года забили последнюю свинью. Разрушены многие животноводческие комплексы. Так, Каменский район: инкубаторно-птицеводческая станция (Студенянский И.Ф.), комплекс по говядине (Евстратий Г.), комплекс по свинине (Пянковский В.С.); Рыбницкий район: комплекс по говядине (Илькова М.А.), комплекс по свинине (Гетенюк И.Н.), госптицефабрика (Харабара А.А.), племптицесовхоз (Палагнюк И.Н.). Последние два предприятия пока что существуют, но, как говорится дышат на ладан.

Изложенное характеризует только отдельные аспекты развала народнохозяйственного комплекса республики, что привело к нищенству приднестровского народа.

 

Вернуться на стартовую

 

Hosted by uCoz