Распродажа Приднестровья

Россия постепенно и как-то неожиданно для себя теряет всякий контроль над, казалось бы, верным ей Приднестровьем. Неудачи преследуют Москву по всем направлениям: от экономики до политики.

ПМР задолжала «Газпрому» весьма крупную сумму. Только в этом году долг Тирасполя за потребленный российский газ увеличился на 32 млн долларов. Общий же долг ПМР с учетом пеней и штрафных санкций составляет около 1 млрд долларов. В настоящее время Приднестровье имеет возможность оплачивать лишь половину текущих поставок российского газа. Но в то же время за систематический незаконный отбор «голубого топлива» «Тираспольтрансгаз» должен выплатить штраф российскому газовому монополисту в размере 10 млн долларов. Эксперты полагают, что несанкционированный забор российского газа из магистрального трубопровода начался после того, как «Газпром» значительно сократил поставки в Приднестровье, в частности, Молдавской ГРЭС из-за низкого уровня платежей и отсутствия прямого договора на поставку газа.

Денег на погашение долга у Тирасполя, естественно, нет, и в ближайшее время не предвидится. Единственный способ расплатиться с кредиторами - распродать собственность. Что, в общем-то, и предпринимается руководством Приднестровья. Вот уже в течение двух лет тираспольские власти активно распродают свои заводы и фабрики. В основном приднестровские предприятия скупили россияне. Это - бендерский завод «Прибор», тираспольский «Молдавизолит», известный на всем постсоветском пространстве завод «Букет Молдавии», Бендерский кабельный завод, обувная фабрика «Тигина».

Правда, единственный объект, который способен обеспечить России и геополитические, и экономические выгоды - Молдавская ГРЭС на берегу Кучурганского лимана - досталась никому не известной российско-бельгийской фирме «Saint Guidon Invest NV». Причем по баснословно низкой цене - 29 млн долларов. По оценкам экспертов, электростанция стоит по меньшей мере 200 млн долларов, и при полной загрузке мощностей электростанции может приносить владельцам 2 млрд долларов в год.

Молдавская ГРЭС по-прежнему остается основой экономики ПМР. В советские времена, когда работали все 12 энергоблоков, станция обеспечивала электроэнергией не только всю Молдавию, но и Украину. Кроме того, треть энергии экспортировалось в Болгарию. За годы разрухи станция обветшала. На сегодняшний день работают всего два энергоблока летом и четыре - зимой. Однако и этого вполне достаточно, чтобы обеспечивать все Приднестровье и 30% территории Молдавии электричеством.

Для покупки ГРЭС «Газпром» и РАО ЕЭС планировали создать консорциум, который должен был вложить деньги в ее реконструкцию и наращивать выработку, организуя экспансию приднестровской энергии в Европу. Эксперты рассчитали, что достаточно вложить в ГРЭС от 30 до 50 млн долларов, чтобы через два года нарастить мощности и начать экспорт электричества, при этом полностью обеспечив Приднестровье. Экспорт обеспечил бы приток средств, которые можно было бы вложить в дальнейшую модернизацию станции. За несколько лет консорциум мог бы довести капиталовложения до 100 млн долларов. Именно «Газпром» и ЕЭС добивались того, чтобы Россия предоставила Приднестровью гуманитарный кредит в 100 млн долларов, который через «Газпромбанк» пошел бы на погашение долгов за поставки газа.

Покупка ГРЭС могла бы принести выгоду как России, так и Приднестровью. Но не тем многочисленным силам, которые противятся любому сближению Москвы и Тирасполя. Эти силы смогли найти мощную поддержку даже в чиновничьем аппарате Приднестровья.

Разговоры о продаже станции начались довольно давно. Есть сведения, что еще в 2000 г. некая американская компания «Экссон пауэр инвестмент компани» предлагала приднестровскому руководству выкупить ГРЭС. Причем предполагалось использовать вместо российского газа уголь из Колумбии (!). Молдавской ГРЭС интересовались и англичане, и немцы, и итальянцы, и даже адвокатское бюро «Бинецкий и партнеры» из Москвы, а также Агентство по международному развитию США.

Не обошел вниманием станцию и концерн «Сеабеко», возглавляемый скандально известным Борисом Бирштейном. В конце 1990-х практически не осталось ни одной отрасли экономики Молдавии, где бы не упоминалась фирма «Сеабеко». Борис Бирштеин также создал несколько совместных предприятий, в которых участвовали лица, приближенные к тогдашнему молдавскому президенту Мирче Снегуру. В частности, зять главы Молдавии был членом правления филиала «Сеабеко» в Кишиневе. Кроме того, в 1996 г. предвыборную президентскую кампанию Снегура финансировала именно фирма «Сеабеко». Впрочем, несмотря на то, что в 1997 г. Бирштеин продал одной из американских компаний 65% акций принадлежащей ему фирмы «Сеабеко-Молдова» и покинул Кишинев, он все эти годы думал о Молдавии. Говорят, глава «Сеабеко» водил дружбу с экс-президентом республики Петром Лучинским, да и с нынешнем молдавским лидером Владимиром Ворониным был на короткой ноге.

В прошлом году Борис Бирштейн привез на Молдавскую ГРЭС представителей американской фирмы «ВК Group», которые пообещали вложить в станцию не менее 100 млн дол. инвестиций. Примечательно, что «Saint Guidon Invest NV», возглавляемая Даниелем Гольденбергом, выступила с таким же инвестиционным предложением. Злые языки утверждают, что именно Бирштейн стоит за главой «Saint Guidon Invest NV». Кстати, лоббировал российско-бельгийскую компанию бывший губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий, сын которого, по слухам, стал впоследствии одним из владельцев ГРЭС.

Отдельно стоит сказать о той поспешности, с которой прошла сама приватизация Молдавской ГРЭС. 5 декабря 2003 г. объявили конкурс среди инвесторов, а 19 декабря Государственная комиссия по приватизации потребовала предоставить все необходимые документы. В такой лихорадке российская сторона просто не успела провести ни экономическое, ни юридическое исследование ГРЭС. Инициированная министром экономики Приднестровья Еленой Черненко приватизационная гонка даже вызвала негодование министра промышленности ПМР Анатолия Блашку, однако спасать положение было уже поздно.

Торги прошли за закрытыми дверями. В ходе тайного голосования члены Государственной комиссии по приватизации большинством голосов проголосовали за продажу 100%-го пакета государственных акций Молдавской ГРЭС компании «Saint Guidon Invest NV». По словам Елены Черненко, которая председательствует в этой комиссии, предложения российско-бельгийской компании оказались «наиболее оптимальными для Приднестровской Молдавской Республики». Что касается другого претендента на приватизацию ГРЭС, то министр экономики заявила, что РАО ЕЭС и «Газпром» выдвинули неприемлемые условия: российские компании якобы намеревались продать Молдавскую ГРЭС в счет долгов за поставляемый в республику природный газ. Аналитики полагают, что секрет удивительной и ничем не объяснимой спешки кроется в том, что Бирштейна поддержал директор ГРЭС Георгий Желяпов. Эта версия подтверждается словами главы «Saint Guidon Invest NV» Даниеля Голденберга, который пообещал оставить «высшее руководство предприятия» на своих постах.

Приватизировав станцию, владелец получает огромные возможности: находясь в узловой геополитической точке, ГРЭС могла бы стать центром экспорта электричества на Балканы и не только. Правда, такие радужные перспективы могли бы открыться лишь в одном случае - при гарантированных поставках на станцию газа из России.

В свое время Леонид Рокецкий пообещал возродить станцию. Причем он заявил, что газ из России для этого не потребуется, его будут поставлять из Румынии. Видимо, бывший губернатор либо не знал, либо намерено замолчал тот факт, что по этому газопроводу «голубое топливо» идет только из России в Румынию, так как реверс не предусмотрен.

Между тем компания «Saint Guidon Invest NV», ставшая победителем в приватизационном конкурсе на обладание Молдавской ГРЭС, получила большие льготы и возможности завозить без пошлины на территорию ПМР топливо и другие материалы. Есть мнение, что компания, зарегистрированная в России как перевозчик нефтепродуктов и химических веществ, будет сжигать в топках ГРЭС экологически опасные продукты, которые будут свозиться со всей Европы. Кроме того, стало понятно, что ни Гольденберг, ни его команда ничего в энергетике не смыслят. У главы молдавского Минэнерго Якова Тимчука после встречи с главой «Saint Guidon Invest NV» создалось впечатление, что у Гольденберга явно недостаточно опыта в реализации подобного рода энергетических проектов.

Приватизация Молдавской ГРЭС далекими от энергетики людьми уже привела к проблемам в деятельности станции: новое руководство оказалось не в состоянии обеспечить поставку газа на станцию, что привело к резкому удорожанию электроэнергии. Наблюдатели сходятся во мнении, что намерение новых владельцев ГРЭС производить электроэнергию без постоянных и гарантированных поставок «голубого топлива» - чистой воды афера. И если раньше электростанция получала российский газ по квотам правительства Приднестровья, то сегодня «Газпром» ставит вопрос о заключении прямого контракта со станцией. Интересно, что генеральный директор «Saint Guidon Invest NV» Даниель Гольденберг, кстати, уроженец Баку, в 1988 г. эмигрировал в Израиль. Приняв гражданство этой страны, Гольденберг по сей день проживает в Москве. Свою компанию, зарегистрированную в Бельгии, он возглавил только в прошлом году. Уставной фонд «Saint Guidon Invest NV» составляет всего около 1400 долларов. Стоит ли удивляться, что компания так и не смогла полностью оплатить стоимость приватизированной ГРЭС. Новые владельцы электростанции к настоящему моменту внесли приблизительно половину суммы, ибо просто-напросто не обладают достаточными средствами, чтобы оплатить свою покупку. По данным молдавских СМИ, один московский банк, название которого не упоминается, отказал в финансировании сделки, когда ознакомился с копиями договора купли-продажи между «Saint Guidon Invest NV» и министерством экономики Приднестровья и регистрационными документами бельгийской компании.

Любопытен и тот факт, что молдавские власти, неоднократно заявлявшие, что любые сделки по приватизации собственности в Приднестровье, осуществленные без согласия кишиневских властей, будут считаться незаконными, к приватизации Молдавской ГРЭС отнеслись на редкость спокойно. Мало того, есть данные, что официальный Кишинев готовит нормативные акты о признании приватизации ГРЭС. Кроме того, сообщается, что президент Молдавии через министра энергетики ведет тайные переговоры с новыми владельцами электростанции.

В Кишиневе прекрасно понимают, что с продажей Молдавской ГРЭС неизвестной оффшорной компании, к тому же не способной обеспечить ее топливом, Тирасполь неизбежно потеряет свою независимость. Начнется самый настоящий энергетический кризис, который приведет к коллапсу и без того скудной экономики ПМР. Не исключено также, что европейцы найдут причину ввести свои войска в мятежную республику, подчинив Тирасполь Кишиневу. Вспомнить хотя бы акцию Евросоюза по срыву плана урегулирования отношений между Молдавией и Приднестровьем. Кстати, интересно, что «Газпрому» и РАО ЕЭС было отказано в праве приватизировать Молдавскую ГРЭС всего через месяц после отказа Воронина подписать меморандум, предложенный Дмитрием Козаком, возглавлявшим в то время кремлевскую администрацию. Наталья ПЕРЕВЕРТЕНЬ, журнал "Евразия"

"Человек и его права", №7, 2005 г.. Приднестровье.

 

Вернуться на стартовую

 

Hosted by uCoz