УКРАИНСКИЙ ПЛАН УРЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

В Виннице 17 мая 2005 г. Приднестровью и Молдове  был передан украинский план урегулирования.

Республика Молдова и Приднестровье (далее - Стороны в переговорном процессе),

при участии посредников от Российской Федерации, Украины, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе;

в присутствии представителей Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки;

в исполнении решимости определить основные цели, принципы и этапы урегулирования приднестровской проблемы с тем, чтобы обеспечить соблюдение верховенства права и основных свобод человека при уважении территориальной целостности и государственного суверенитета Республики Молдова;

сознавая, что имплементация настоящего Плана зависит, прежде всего, от политической воли и стремления сторон неукоснительно исполнять обязательства, вытекающие из упомянутого документа;

приветствуя международные усилия с целью скорейшего полномасштабного урегулирования приднестровской проблемы;

в целях активизации политического диалога и достижения конкретных результатов уже в самое ближайшее время,

приняли решение подписать настоящий План урегулирования приднестровской проблемы, предусматривающий

I. Цели приднестровского урегулирования.

1. Реинтеграция Республики Молдова на основе единства территории и государственной власти, демократического политического устройства.

2. Полное и окончательное урегулирование приднестровской проблемы при сохранении конституционного строя Республики Молдова и правовом определении особого статуса Приднестровья как составной части Республики Молдова.

3. Соблюдение независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в ее международно-признанных границах и обеспечение жителям Приднестровья права на самоопределение исключительно при условии утраты Республикой Молдова суверенитета и независимости.

4. Обеспечение основных прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений, места жительства и иных различий. Создание благоприятных условий для культурно-этнического развития всех национальностей, проживающих по обе стороны Днестра.

5. Создание единого правового, экономического, оборонного, социального, таможенного, гуманитарного и других пространств государственной жизнедеятельности. Объединение материальных и духовных ресурсов для дальнейшего решения общих экономических и социальных проблем с целью построения совместными усилиями современного демократического, процветающего общества.

6. Обеспечение гражданского и межнационального согласия, укрепления мира и стабильности в данном регионе Европы.

7. Окончательное устранение всех последствий конфликта и создание многоуровневой системы международных и внутренних гарантий.

II. Принципы урегулирования

1. Определения статуса Приднестровья осуществляется исключительно мирными, политическими средствами на основе Конституции Республики Молдова и путем внесения законодательных инициатив представительскими органами Республики Молдова и Приднестровского региона, которые найдут поддержку гражданского общества всей Молдовы и будут отвечать принципам демократии, целостности и безопасности единого государства Республики Молдова в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года.

2. Урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться с неукоснительным соблюдением принципов территориальной целостности, нерушимости и неприкосновенности государственных границ, уважения основных прав и свобод человека, права народа на самоопределение.

3. Проведение на правовых условиях статуса Приднестровья, определенных Законом Республики Молдова, досрочных свободных, прозрачных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья под международным контролем является необходимой составляющей его признания Республикой Молдова легитимным представительским органом Приднестровского региона Республики Молдова.

4. Правовое оформление Приднестровья как региона с особым статусом в составе Республики Молдова осуществляется в три этапа.

Этапы составляют переходной период окончательного урегулирования. Временная протяженность каждого из этапов переходного периода не может превышать шести месяцев. По согласованию между сторонами этот срок может быть сокращен.

5. Подготовку проектов соответствующих законов Республики Молдова осуществляет на первом этапе Парламент Республики Молдова, а в последующем - Парламентская комиссия в составе уполномоченных членов Парламента Республики Молдова и избранного демократическим путем Верховного Совета Приднестровья.

6. Стороны будут воздерживаться от односторонних действий, которые могут создать препятствия на пути мирного урегулирования приднестровского конфликта, и подтверждают свою приверженность

ранее достигнутым договоренностям, зафиксированным в данном плане.

III. Этапы урегулирования

Первый этап. Правовое закрепление основных положений статуса Приднестровья в рамках Республики Молдова.

а) С целью создания предпосылок для восстановления территориальной целостности Республики Молдова Парламент Республики Молдова, в соответствии с положениями Конституции Республики Молдова (не позднее июля 2005 года), принимает Закон Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), который юридически закрепляет ранее согласованные положения особого статуса Приднестровья:

1) Единственным субъектом международного права является Республика Молдова.

2) Приднестровье в составе Республики Молдова является особой административно-территориальной единицей в форме республики.

3) Приднестровье принимает и применяет собственный Основной закон (Конституцию), который после принятия Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья), будет соответствовать Конституции Республики Молдова.

4) Приднестровье имеет свою символику (флаг, герб, гимн), которая использует совместно с символикой Республики Молдова.

5) В качестве официальных языков Приднестровья используются молдавский, украинский и русский. Всем проживающим на территории Приднестровья гарантируется право на использование родного языка, создания условий для его изучения и развития.

б) Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова по вопросам, затрагивающим его интересы, в порядке определенном сторонами.

7) Приднестровье имеет право устанавливать и поддерживать внешние контакты в экономической, научно-технической, гуманитарной областях в порядке, определенном законодательством Республики Молдова.

б) Настоящим Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) предусматривается, что в дальнейшем будет принята система гарантий, которая, среди прочего, включит в себя следующие положения:

1) Приднестровье обладает правом на выход из состава Республики Молдова в случаях принятия решения о присоединении Республики Молдова к

другому государству и (или) в связи с утратой Республикой Молдова международной правосубъектности.

2) Выход Приднестровья из состава Республики Молдова осуществляется под международным мониторингом на основании решений, принимаемых на всенародном референдуме в Приднестровье большинством жителей от зарегистрированных на его территории. Референдум назначается в соответствии с действующим законодательством исключительно при наличии оснований для такого выхода.

в) На условиях, определенных Законом Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровья не позднее октября-ноября 2005 года проводятся свободные и демократические выборы в Верховный совет Приднестровского региона.

С целью их подготовки и проведения с согласия ОБСЕ создается Международная комиссия по подготовке и проведению выборов в Верховный совет Приднестровского региона Республики Молдова. Выборы проходят под контролем международных наблюдателей от ЕС, ОБСЕ, Совета Европы, США, России, Украины и других демократических государств.

Второй этап. Распределение компетенций и полномочий между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья. Принятие закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).

а) Новоизбранный состав Верховного Совета Приднестровья на основе Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) принимает соответствующий нормативно-правовой акт.

б) С целью подготовки проекта Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный Совет Приднестровья делегирует уполномоченных депутатов регионального представительского органа в состав Парламентской комиссии Республики Молдова по подготовке данного законопроекта. Документ, исходя из положений Закона Республики Молдова об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) и предусматривает положения о разграничении полномочий и компетенции между центральными органами власти Республики Молдова и органами власти Приднестровья.

Посредники от Российской Федерации, Украины и ОБСЕ, представители от Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза и Совета Европы в

случае обращения к ним сторон, оказывают помощь в подготовке упомянутого законопроекта.

в) Парламент Республики Молдова принимает подготовленный Парламентской комиссией Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).

В целях реализации Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) Верховный совет Приднестровья принимает соответствующий нормативно-правовой акт.

Третий этап. Полное урегулирование приднестровской проблемы. Правовое обеспечение особого статуса Приднестровья в составе Республики Молдова.

а) Одновременно стороны совместно с будущими странами-гарантами - Российской Федерацией, Украиной, а также ОБСЕ, при содействии Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза разрабатывают Договор между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной и ОБСЕ о гарантиях соблюдения Республикой Молдова Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова.

б) После утверждения упомянутого Договора Парламентом Республики Молдова вступает в силу Закон Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).

Верховный совет Приднестровья принимает Конституцию Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья).

в) С целью содействия преодолению возможных разногласий в вопросах выполнения или толкования сторонами положений Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья) создается Согласительный Комитет, в состав которого входят по два представителя Республики Молдова и Приднестровья, а также по одному от Украины, Российской Федерации и ОБСЕ. В работе данного Комитета могут принимать участие представитель Соединенных Штатов Америки и представитель Европейского Союза. Период действия такого Комитета определяется на основе взаимной договоренности сторон.

IV. Заключительные положения.

В случае невыполнения одной из сторон положений настоящего Плана, Российская Федерация, Украина и ОБСЕ оставляют за собой право на соответствующие международно-правовые меры, исходя из общепризнанных норм и принципов международного права.


Комментарий.

Как бы кто не хотел, но из истории фактов не выбросишь.

В середине 2000 года Россия предложила план окончательного урегулирования Молдо-Приднестровского конфликта.

Это был проект Соглашения, который разработала государственная комиссия РФ, которую возглавлял Евгений Примаков. От этого проект Соглашения получил название «Проект Примакова».

В его разработке, по словам Евгения Примакова активное участие принимал Игорь Смирнов и его помощники.

Проект Соглашения политики долго скрывали от народа, о его существовании. О нем только ходили слухи и сплетни.

Россия хотела, чтобы с ним были знакомы не только руководители Молдовы и Приднестровья, но и народы двух берегов. Поэтому, по всей видимости, была сделана сознательная утечка этой информации в середине 2000 года.

Проект Соглашения был опубликован в газете «Молдавские ведомости». Даже после публикации его в газете «Молдавские ведомости» и еще незакрытой в то время газете «Глас народа», политики Приднестровья и Молдовы скрывали о том, что им известно о его существовании.

Чтобы выяснить истину, мне, Николаю Бучацкому и Олегу Хоржану пришлось поехать в Москву на прием к Евгению Примакову. С трудом, но все-таки мы встретились с Евгением Примаковым и Борисом Пастуховым, основными разработчиками этого Соглашения.

На встрече с ними мы выяснили, что действительно он существует и вручен руководству ПМР и Молдовы, но в Молдове не с кем пока решать эти вопросы, так как там политический кризис власти. После встречи с Евгением Примаковым мы еще встретились с Зюгановым, лидером КПРФ, Бабуриным и другими депутатами Государственной Думы Российской Федерации. Приехав из Москвы, мы вновь опубликовали в газете «Глас народа» этот проект Соглашения, как официальный, предложенный РФ.

После второй публикации в газете «Глас народа» и поездок Игоря Смирнова в Москву, в Приднестровье заговорили официальные лица, что, да в действительности есть такой проект Соглашения, предложенный Москвой. Будучи в Москве, Игорь Смирнов заявил, что на 80% он согласен с проектом Соглашения по окончательному урегулированию Молдо-Приднестровского конфликта и приданию статуса ПМР. Но это была Москва. По приезду в Тирасполь, почему-то мнение Игоря Смирнова повернулось на 180 градусов. Он увидел много подводных камней в этом Соглашении, и оно стало неприемлемо для Приднестровья. Через неделю-две в приложении к газете «Завтра» была опубликована огромная статья, где Евгения Примакова обвиняют как врага Приднестровья и пособника НАТО, который хочет сдать ПМР Молдове на основе проекта соглашения. Парадокс. Я думаю, что не в недрах редакции газеты родилась эта статья. Она родилась в Тирасполе, на улице Манойлова, в структурах наших спецслужб.

Несмотря на критику этого проекта Соглашения со стороны Приднестровья, Россия не теряла надежду, что когда стабилизируется обстановка в Молдове, его подпишет и Приднестровье, так как это в его интересах. Тем более в нем ясно прослеживались симпатии России к Приднестровью.

В соответствии с Соглашением, едиными с Молдовой оставались только географические понятия границ ПМР и Молдовы, у каждой из сторон оставались свои вооруженные силы, органы правопорядка и органы власти, собственная валюта. Единой была только прокуратура и защита прав человека.

В предвыборной гонке в Молдове в 2001 году явно прослеживался след победителя в лице КПРМ во главе с ее лидером В. Ворониным. Наверное поэтому накануне выборов в парламент Молдовы, В. Воронина пригласил в Кремль Президент России - В. Путин, и имел с ним более чем полуторачасовую беседу.

Это означало, что Россия поддерживала его на выборах. Партия «народовластия», общественное движение «Власть народу, за социальную справедливость!», Ленинский союз молодежи и их рупор - газета «Глас народа», тоже поддержали коммунистов Молдовы на выборах и призвали граждан ПМР, имеющих гражданство Молдовы прийти на выборы и отдать голоса за коммунистов.

За это, эти общественно-политические организации подверглись политическому преследованию со стороны властей ПМР, а в 2001-2003 г. ликвидированы по решению наших «гуманных и независимых от власти» судов.

Но вернемся к проекту Соглашения Е. Примакова. Не думаю, что В. Путин накануне выборов в парламент Молдовы пригласил Воронина в Кремль, чтобы распить по чашке кофе или бутылку заморского вина.

Наверняка они обсуждали план урегулирования, предложенный Россией. По всему было видно, что В. Воронин поддержал идею подписания Соглашения, предложенного Россией, в случае его победы на выборах.

Даже после встречи В. Воронина с В. Путиным руководство ПМР еще агрессивнее начало проводить идеологическую обработку населения ПМР по недопущению прихода к власти коммунистов Молдовы и невосприятию проекта Соглашения, предложенного Россией.

И все-таки Россия не теряла надежды, что предложенный проект Соглашения будет подписан и ПМР, и Молдовой. Для этого были все предпосылки.

В марте месяце 2001 года кризис власти в Молдове закончился, а в апреле В. Воронин был назначен Парламентом Молдовы на пост Президента Молдовы.

Не успели высохнуть чернила на решении Парламента Молдовы об избрании В. Воронина Президентом, как в Кишиневе появилась делегация РФ по окончательному урегулированию Молдо-Приднестровского конфликта. Но не тут-то было, руководство ПМР отказалось подписать Соглашение, предложенное Россией.

Побывав в Тирасполе и Кишиневе депутат Государственной Думы РФ Б. Пастухов сделал сенсационный вывод. Он подверг острой критике позицию властей ПМР за их нежелание в ближайшее время получить официальный статус для ПМР. Тогда он заявил, что Москва проявляет большую заинтересованность в урегулировании этого конфликта, так как видит готовность новых властей Молдовы достичь политического урегулирования и разрешения наболевшего вопроса. Но, по его словам «В Тирасполе есть люди, которые паразитируют на войне и на состоянии неурегулированности», для которых «война мать родна» и которым «каждый день неурядицы капает деньгами в карман», «они цари в этом царстве, когда не действует ни закон, ни здравый смысл».

По оценке Б. Пастухова - в течении одного-полутора месяцев может быть найдено решение Приднестровского вопроса. Если эта возможность будет упущена, последуют длительные переговоры и бесплодные дискуссии. Что мы наблюдаем и до сих пор.

Момент легализации ПМР был сознательно упущен. Хотя, до этого, Игорь Смирнов в 1997 году подписал Московский «Меморандум» о согласии строить с Молдовой общее государство. В 1999 году на международной Киевской встрече было конкретизировано строительство общего государства в рамках: общих границ, экономического, оборонного, правового и социального пространства. В подписании Киевского заявления приняли участие Игорь Смирнов, Григорий Маракуца, Виктор Синев (покойный), Валерий Лицкай, Виктор Балала. После подписания его от суверенитета ПМР оставались только рожки да ножки. Россия предложила в своем проекте Соглашения намного больше самостоятельности ПМР, чем предусматривалось в подписанном И. Смирновым Меморандуме в Москве и Заявлении в Киеве.

Что же помешало Игорю Николаевичу подписать проект Соглашения, предложенный Россией? На мой взгляд, здесь была всего одна причина. Боязнь, что не успеют бесконтрольно поделить собственность Республики в интересах своих семейных кланов. Посудите сами, для бесконтрольного передела собственности к этому времени была заготовлена вся правовая база.

В 2000 году были приняты законы о малой и большой приватизации. Но этого было мало. У главы государства - гаранта передела собственности, недостаточно было полномочий, Верховный Совет обладал контрольными функциями, мог контролировать процесс приватизации. Этот пробел устранился в июне 2000 года. Депутаты Верховного Совета, крупные руководители промышленных и сельхозпредприятий принимают практически новую Конституцию ПМР, где наделяют гаранта передела собственности, главу государства, полномочиями, которыми не обладал даже царь Всея-Руси, самодержец Николай II, а Верховный Совет лишают контрольных функций.

Так что бесконтрольность приватизации обеспечена. Директора-депутаты Верховного Совета, принимая такую Конституцию, вопреки здравому смыслу надеялись, что часть приватизационного пирога достанется им лично. Но многие из них ошиблись, остались вообще без руля и ветрил. Вот это и была основа того, почему не было подписано Соглашение в 2001 году.

В 2003 году Россия вновь предложила свой вариант окончательного урегулирования Молдо-Приднестровского конфликта по проекту Соглашения Д. Козака. Но он опять же проект Соглашения держался в тайне от народа. И только после моей встречи с Д. Козак, он был опубликован в газете «Глас народа».

О нем заговорили. Оказалось, что руководство ПМР было согласно подписать это соглашение.

Но не получилось, его не подписал В. Воронин. Если первый проект Соглашения, предложенный Россией в 2000 году не подписал Игорь Смирнов, потому что в нем было много «подводных камней», то второй не подписал в 2003 году В. Воронин, также нашедший в нем много «подводных камней». Получились квиты, а пострадал в обоих случаях народ.

Сейчас, как мы видим, инициативу по урегулированию на себя взяла Украина, и хочет решить этот вопрос за 18 месяцев, в три этапа.

Конечно, это не проект Е. Примакова и Д. Козака, но все-таки проект. По моему убеждению, сейчас будет два препятствия на пути окончательного урегулирования. До сего времени было одно препятствие, не поделена была собственность.

Сейчас это препятствие осталось позади, но возникли новые. В проекте Соглашения нет гарантии того, что поделенная собственность не будет пересмотрена, а Молдова не признает законной приватизацию предприятий, приватизация которых не согласована с ними.

Второе препятствие - по всей видимости у высшей элиты нашего общества помимо Приднестровья есть «запасные аэродромы» в других государствах, не исключено, что есть там в банках и их счета. Мы знаем, что частично некоторым из этой элиты запрещен въезд в другие государства, на некоторых в Молдове возбуждены уголовные дела.

Не решив этих проблем, они никогда не согласятся на полное и окончательное урегулирование Молдо-Приднестровского конфликта, и все будет идти от "имени народа", и в "его интересах". Ведь своя рубашка всегда была ближе к телу, хотя и пропагандировалась она как "народная рубашка", в интересах всего общества.

Положительно устранив эти препятствия, наступит быстрая реализация предложенного плана урегулирования, естественно с одобрения "народа", о чем взахлеб будут убеждать день и ночь государственные СМИ. А пока этот вопрос не решен, рассчитывать на быстрое решение Молдо-Приднестровс-кого урегулирования не приходится.

Депутат Верховного Совета  ПМР А. Радченко

"Человек и его права" (Тирасполь), №18, 2005 г.

 

Вернуться на стартовую

 

Hosted by uCoz