ВЕДАЮТ ЛИ, ЧТО ТВОРЯТ?
Ситуация, сложившаяся вокруг I съезда православной молодежи Приднестровья "Православный человек в современном мире", организованного и проведенного Тираспольско-Дубоссарским епархиальным управлением, заставляет нас рассказать о ней нашим читателям.
Насколько нам известно, в ходе подготовки съезда возражений против проведения данного мероприятия никто не высказывал. Более того, предполагалось, что на нем выступят министр просвещения ПМР Е.В. Бомешко и глава госадминистрации г. Рыбница и Рыбницкого района Ю.М. Платонов. В подготовительной работе участвовали и другие официальные лица. Ожидалось, что на съезд прибудет более 300 делегатов со всех уголков Приднестровья. Кроме того, были приглашены в качестве гостей священнослужители из России, Украины и Молдовы. Предполагалось, что съезд пройдет 26 ноября в Рыбнице, в помещении филиала Северо-Западного университета (г. Санкт-Петербург) и Рыбницкого городского дворца культуры. Должны были работать следующие секции: "Современный человек и молитва", "Социальное служение молодежи", "Православие и спорт", "Православие и СМИ", "Православие и инославие".
До 25 ноября подготовка к съезду шла в плановом порядке. А далее начались совершенно необъяснимые события. Утром 25 ноября стало известно, что министр просвещения (без согласования с епархией) отменила проведение съезда в связи с ухудшившимися погодными условиями. Само по себе такое действие Е.В. Бомешко удивительно: нельзя отменить то, что организует другая структура (хотя и при участии минпроса). Кроме того, причина отмены была явно надуманной.
Однако на этом "чудеса" не закончились. Вначале в епархию поступила информация, что часть делегатов от поездки отказывается. К середине дня 25 ноября стало известно о том, что не будет автобусов, которые обещали выделить бесплатно директора ряда предприятий специально для доставки делегатов съезда в Рыбницу. Причина была названа одна: "Нам запретили вам помогать". В это же время выяснилось, что госадминистрация г. Рыбница также получила указание не предоставлять для съезда вообще никаких помещений. К вечеру 25 ноября стало известно еще и то, что всем СМИ запрещено освещать работу съезда.
К этому времени для участия в работе съезда в Тирасполь уже прибыли гости.
Кроме того, выяснилось, что большинство делегатов, уже зная о негласном запрете на проведение съезда, выражает свое возмущение попытками светских властей вмешиваться в вопросы церковной жизни. Если Церковь отделена от государства и не ведет антигосударственную политику, по закону никто не вправе помешать верующим проводить какие-либо мероприятия. Исходя из этого, представители православной молодежи Приднестровья и православные педагоги подтвердили свое намерение провести съезд.
Рано утром 26 ноября автобусы (арендованные у частных фирм) с делегатами отправились в Рыбницу. На въезде в город они были остановлены совместным постом ГАИ и пограничников. Представители ГАИ объяснили, что никаких претензий не имеют, и адресовали к подполковнику пограничных войск, возглавлявшему наряд. Тот потребовал у водителей автобусов путевые листы, долго консультировался со своим начальством по мобильному телефону, и в итоге пограничники выстроились цепочкой поперек дороги, чтобы ни один автобус с делегатами не смог проехать в Рыбницу.
Епископ Тираспольский и
Дубоссарский Юстиниан, который к тому моменту вместе с гостями уже находился в
Рыбнице, подъехал к пограничному посту, чтобы выяснить причину задержания
делегатов. Когда оказалось, что автобусы пропущены не будут по указанию сверху,
колонна делегатов в количестве более 350 человек во главе с владыкой Юстинианом
пошла в Рыбницу пешком. Имеются фотографии и видеокадры, на которых запечатлено
и задержание автобусов, и пограничный пост при въезде в Рыбницу, и колонна
делегатов, идущая на съезд пешком. Съемки велись несколькими делегатами.
Молодежь комментировала происходящее однозначно: "Если бы мы ехали на
рок-фестиваль, нас бы свободно пропустили". С этим мнением были полностью
согласны и сопровождавшие их педагоги.
Далее пограничники, убедившись, что не способны остановить пешую колонну
делегатов, сели в свою машину и сопровождали ее до места проведения съезда - до
Михаило-Архангельского собора г. Рыбница.
Съезд открылся в нижнем храме
строящегося собора. Гости из Москвы не преминули напомнить, что именно так - в
катакомбах - собирались первые христиане (как известно, спасаясь от
преследования светских властей). Несмотря на то, что, по меньшей мере, треть
делегатов вынуждена была стоять, т.к. посадочных мест не хватило (общее число
делегатов, с учетом Рыбницкого и Каменского районов, составило более 400
человек), все собравшиеся с огромным интересом слушали выступления гостей.
Из-за отсутствия нормального помещения не удалось провести работу по секциям. Те
учащиеся и педагоги, которые готовили доклады по интересующим их темам, не
получили возможности выступить. Были заслушаны только доклады гостей, но, к
сожалению, тоже не по всем заявленным темам.
У делегатов остались от съезда в
целом хорошие впечатления, однако они выражали вполне понятное недоумение: кто и
почему в последний момент попытался сорвать проведение съезда? Почему именно
православная молодежь подверглась гонениям? Что послужило причиной этих гонений?
Ни разу за 14 лет существования ПМР не было такого, чтобы хоть на одно
молодежное мероприятие делегатов не пускали пограничники. Такой сомнительной
чести удостоилась только православная молодежь.
После съезда выяснились факты и вовсе возмутительные.
Как стало известно из достоверных источников, накануне 26 ноября в Министерство просвещения нанес визит П. Заложков, который давно встал на путь борьбы с Православием и делает все возможное, чтобы помешать нормальному функционированию епархии. Какими аргументами он убедил Е.В. Бомешко и чьим авторитетом прикрывался - можно только догадываться, однако результата достиг: запретительное решение было принято. (Кстати, ссылка на гололед и плохие погодные условия не выдерживает никакой критики: 26 ноября погода была ясной и безветренной, дорога до Рыбницы свободна от льда, к тому же днем вообще потеплело.)
Далее поступила информация, что пограничники не пустили на съезд православную молодежь из Кишинева (26 чел.) и из Гагаузии (9 чел.), а также пытались не пустить приднестровских делегатов, потому что получили информацию: готовится съезд какой-то секты, и его надо сорвать. С каких пор Православие в Приднестровье является "какой-то сектой" - это вопрос не к пограничникам, а к тем, кто отдал им столь нелепый приказ. К какой "секте" могут относиться владыка Юстиниан и два-три десятка православных священников, шедшие во главе колонны делегатов, - также вопрос к "авторам" приказа. С каких пор прихожане законно зарегистрированных на территории ПМР приходов РПЦ лишены права проводить какие-либо мероприятия, на которых обсуждаются вопросы сугубо духовные?
Стало известно также, что СМИ ПМР получили указание съезд вообще не освещать, т.к. он, якобы, проводился по инициативе Кишинева и должен был стать объединительным. Кого с кем "объединили" авторы столь подлой дезинформации - неизвестно. Что касается православных, то они никогда не отделяли себя от других братьев по вере - духовных чад РПЦ. А "инициативой Кишинева" называется благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, приславшего приветствие участникам съезда, а также помощь в организации мероприятия, оказанная Отделом по делам молодежи Священного Синода РПЦ, возглавляемым архиепископом Костромским и Галичским Александром.
Что авторы этого фальшивого слуха не в ладах со здравым смыслом - не страшно до тех пор, пока их фантазии не начинают пагубно отражаться на жизни республики. Запрет на публикацию достоверной информации о съезде не только нарушает свободу слова, но и вызывает вполне резонные вопросы: почему можно писать о жизни любой конфессии, о митингах оппозиции, о разных НЛО и красотах природы - а про съезд православной молодежи нельзя?
К тому же этот запрет касается именно достоверной информации и совсем не мешает появлению грязных вымыслов и домыслов, а также откровенно конъюнктурных материалов. 25 ноября на сайте www.lenta-pmr.narod.ru появилось обращение председателя Приднестровского патриотического союза молодежи Д. Калуцкого к владыке Юстиниану, в котором вышеназванный молодой человек выражает глубокую озабоченность тем, что в результате проведения съезда православной молодежи в Приднестровье юное поколение окажется разобщенным по национальному и религиозному признаку. Остается удивляться тому, где Д. Калуцкий почерпнул информацию, позволившую сделать столь смелые обобщения. Читал ли он хоть когда-нибудь Конституцию ПМР, Закон ПМР "О свободе совести и религиозных организациях" и пытался ли соотнести их с действиями РПЦ на территории Приднестровья? Где и когда епархия или конкретно владыка Юстиниан пытались расколоть народ ПМР или конкретно молодежь по национальному и религиозному признаку? Работа Православной Церкви с православной молодежью в правовом государстве является столь же законной, как, например, преподавание на русском языке для русских в школах России. Очевидно, старшие товарищи умышленно ввели Д. Калуцкого в заблуждение или он четко уловил конъюнктуру: вначале предлагал своих делегатов на съезд, а на следующий день сочинил клевету на владыку Юстиниана.
И уж совсем переходит границы порядочности дезинформационный материал, размещенный на том же сайте 29 ноября. В нем все свалено с больной головы на здоровую. Оказывается, госадминистрация г. Рыбница выделила для съезда зал ГДК, а владыка Юстиниан умышленно загнал детей в подвал, чтобы прослыть мучеником в глазах архиепископа Костромского и Галичского Александра и епископа Кагульского и Комратского Анатолия. Никто не загонял 400 православных молодых людей и их наставников в подвал. Да и съезд отнюдь не был "постановочным шоу", как написано в гнусном пасквиле. Представители православной молодежи Приднестровья добровольно переносили все неудобства, вызванные антигосударственными действиями отдельных чиновников, подрывающих одну из важнейших опор ПМР - Православие - и пытающихся в своекорыстных целях натравить православных на их пастырей, а всех остальных - на православных.
Русская Православная Церковь всегда являлась надежной основой государства Российского. В Приднестровье ее роль столь же велика и важна. Как же объяснить нынешние гонения на православную молодежь и возобновившиеся нападки на владыку Юстиниана? Почему нарушаются права православной молодежи в угоду горстке зарвавшихся чиновников, уже давно не способных отличить, чем их личные интересы отличаются от интересов государства?
Надеемся, что все, чему мы были свидетелями, - это не целенаправленная политика государства, проводимая с ведома и одобрения Президента, а всего лишь действия отдельных госслужащих, нарушающих закон в угоду собственным амбициям. Верим, что восторжествует справедливость и виновные понесут заслуженное наказание!
М. АРТЕМОВА, «Православное Приднестровье», №23, 2004 г.